«Только истинная молитва может нас приблизить к Богу», – Илиинский настоятель

3 апреля 2022 года епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. В четвертое воскресенье Великого поста Святая Церковь чтит память святого преподобного Иоанна Лествичника (649), а также преподобного Серафима Вырицкого (1949).

«Поздравляю вас с четвертым воскресеньем Великого поста, когда мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника! В сегодняшнем  Евангелии рассказывается о том, как к Спасителю подошел человек и просил исцелить его сына от беснования. Спаситель его исцелил, а ученики удивлялись, почему они не смогли этого сделать, на что получили ответ: «Этот род изгоняется только молитвою и постом».

В жизни мы часто мятемся, стремимся что-то делать, стараемся что-то изменить, построить, преодолеть. И нередко, сталкиваясь с трудностями, мы думаем, что можно справиться своими силами или с помощью близких, посредством материальных вещей, денег, стараний, каких-то инструментов… Мы во многом рассчитываем на себя, и это, в общем-то правильно, потому что на кого еще мы можем рассчитывать в этом мире? Но Спаситель напоминает нам, что есть вещи, которые выходят за пределы наших возможностей, не потому что мы недостаточно богаты или сильны, не потому что у нас недостаточно знаний или умений, а потому что они в принципе не могут быть преодолены чем-то человеческим, связанным с нашими возможными усилиями. Они могут быть преодолены, как говорит Спаситель, только молитвою и постом.

Пост – это, конечно, некоторые наши усилия, но это и устремление к богу, попытка приблизиться к Нему, что-то изменить в нашей жизни. Главное, на что обращает внимание Спаситель, – это молитва и пост. Ведь бесы, как известно, никогда не едят, и это им не очень помогает. Поэтому лишь сочетанием молитвы и поста мы можем попытаться изменить в нашей жизни какие-то непреодолимые вещи. А какие это вещи? Об этом как раз подробно рассказывает преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице». Это наши страсти, недостатки, непреподобия. Мы называем некоторых святых преподобными, потому что они в наивысшей возможной для человека степени уподобились Христу. Стать преподобным, или хотя бы просто подобным, даже приблизиться ко Христу мы никак не можем просто своими усилиями. Это выше того, что мы можем. Даже если мы будем знать наизусть все Евангелие, а ведь некоторые знают, и прибавим к этому все Священное Писание, даже если мы будем исполнять все внешние правила церковной жизни, класть поклоны, вовремя вычитывать молитвы – все это не приблизит нас ко Христу, если в нас не будет истинной молитвы, в которой мы проявляем свою горячую любовь к Богу. А такая молитва дается только во Христе.

Ученики Спасителя, когда к ним пришел отец со своим сыном, наверное, тоже помолились, а не пытались изгнать беса просто внешними действиями. Но тем не менее и им Спаситель говорит, что они не смогли в этом преуспеть, потому что достигается такое только молитвой и постом. Видимо, их молитва была несовершенна.

Почему пост должен сопутствовать совершенствованию в молитве? Потому что если мы будем прилеплять себя к земле, то не сможем воспарить в молитве. Только истинная молитва может нас приблизить к Богу, истинная молитва любви к Нему, через которую мы обращаемся в нашей любви к ближнему, молимся за ближних. Поэтому мы и собираемся в храме, чтобы вместе помолиться Богу, вознести к Нему общую молитву. Очень важна и келейная молитва, но сколь более важна наша молитва совместная, когда мы показываем себе, друг другу и Богу, что мы вместе в любви и единстве обращаемся к Нему.

Проходя сейчас Великий пост, предпринимая некоторые усилия, что, безусловно, важно, которые как раз направлены на то, чтобы оторвать нас от обычной суеты и обычного образа жизни, будем сосредотачиваться не только на внешних правилах поста, на том, чтобы почаще сейчас приходить в храм, а будем пытаться перестроить себя, чтобы в нашей жизни была молитва внутренняя, ежеминутная, домашняя, когда мы встаем перед иконой, и общая, когда мы собираемся в храме, чтобы мы смогли перестроить себя через молитву и из нашей жизни было изгнано всякое зло. Да поможет нам в этом Господь!»

Владыка напомнил, что на предстоящей неделе будет праздноваться Благовещение (всенощное бдение в среду вечером, ранняя и поздняя литургии в четверг). В связи с этим чтение великого канона преподобного Андрея Критского с чтением жития преподобной Марии Египетской, так называемое Мариино стояние, переносится на вечер понедельника (начало в 17 часов), а во вторник вечером Литургия Преждеосвященных Даров. Помимо этого будут совершаться обычные для Великого поста Литургии Преждеосвященных Даров в среду и в пятницу. В пятницу вечером будет совершена торжественная служба, называемая Похвала Богородице, – утреня с пением Акафиста Божией Матери. Настоятель призвал прихожан по возможности посетить эти особенные по своей красоте и редкие богослужения.