Слово настоятеля о святителе Григории Паламе и его учении
30 марта 2024 года, в субботу второй седмицы Великого поста, архиепископ Зеленоградский Савва совершил всенощное бдение в храме пророка Илии в Черкизове. В этот день Святая Церковь чтит память преподобного Алексия, человека Божия (411), и преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).
«Сегодня, во второе воскресенье Великого поста, Церковь вспоминает святителя Григория Паламу. Одним из дел жизни святителя, а у него было немало великих и славных дел, было возражение на очередные еретические высказывания, которые стали выдвигаться в среде церковного народа и были связаны с отношениями между человеком и Богом. Оппоненты святителя Григория, если упростить те сложные для понимания дискуссии, говорили, что познание истины, как чего-то объективного, возможно только посредством чувств, а Бог, соответственно, не может быть познаваем. Они говорили и о том, что человек не может быть причастен к сущности Бога, – и это правда, иначе у нас было бы много Богов. Но они делали из этого ошибочный вывод, что человек вовсе не может быть причастен Богу.
Эти рассуждения происходили в том числе из-за того, что на Западе в то время уже начала зарождаться доктрина гуманизма, которая ставила человека в центр жизни, вместо Бога. Потом она привела к тому, что постепенно Бог и вовсе был выведен из жизни человека. Но в XIII–XIV веках показались только самые первые ростки этого.
В этом учении, которому противостоял святитель Григорий, человек и Бог разделялись, между ними появлялась пропасть, которую стер Господь наш Иисус Христос, став Богочеловеком. Святитель Григорий утверждал, что если Бог совсем не познаваем и человек совершенно не может быть причастен Богу, то напрасно было пришествие Спасителя, а это не так. Святитель пояснял, что сущность Бога непознаваема, человек, конечно, не может быть причастен сущности Бога, но Бог действует в мире через Свою энергию, как сейчас мы говорим, через Свою благодать. Благодать есть проявление Бога, она проистекает из сущности Божией, благодать и есть Сам Бог, через нее мы приобщаемся к Богу. Когда мы принимаем Тело и Кровь Христовы, питаемся Святой Евхаристией, мы приобщаемся к Богу, но приобщаемся не к Его сущности, а к Его энергии.
Познакомившись и этими достаточно сложными для понимания рассуждениями, которые я сильно упростил, какой вывод нам надо сделать? Нам нужно помнить, что Господь действует в этом мире не только в чудесах или промыслительных о нас практических действиях. Бог всегда присутствует в этом мире. Мы постоянно присутствуем перед лицом Божиим и можем познавать Его и быть сопричастны Ему.
Наверное, каждый из нас может сказать, что когда-то, может, и почувствовал благодать Божию, даже в бытовом понимании, но не чувствует ее постоянно. И это естественно, потому что мы живем так, что не можем постоянно видеть Бога, даже через Его энергии. Фаворский свет, который был одной из тем рассуждений святителя Григория Паламы, – это свет нетварный, не такой, как мы получаем от лампочек или от солнца, он и есть проявление Божества и энергии Божией. Этот свет апостолы не видели постоянно, хотя он был все время вместе с Господом, поскольку Божественные энергии неотъемлемы от Бога. Мы тоже не можем видеть Бога постоянно, потому что нам для этого надо потрудиться. Но важно помнить, что Господь не где-то там. Центр нашей жизни и есть Бог, Который всегда присутствует с нами и всегда доступен для познания, для причастности Ему, если мы соответственным образом потрудимся. Да поможет Он нам в этом!»