Слово настоятеля на Богоявление
19 января 2024 года, в праздник Богоявления, архиепископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию и Великое освящение воды в храме пророка Илии в Черкизове. В этот день Святая Церковь также вспоминает преставление святителя Феофана, затворника Вышенского (1894).
«После окончания Литургии, после Причащения, что является главным в сегодняшний день, мы будем совершать второе важное дело – это Великое освящение воды. Во время этого освящения мы в том числе молим Бога, – и Он отвечает нам на это, – претворить воду в источник нетления, дар освящения, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную, чтобы все, кто ее почерпают и пьют, имели ее ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядной, – как сказано в молитве на освящение.
Это все мы будем иметь только в том случае, если мы будем соответствовать тому благословению, которое Господь нам преподает. Все это не подается атоматом, по умолчанию, а подается именно тогда, когда мы обращаемся к Богу с верой и благоговением, с делами веры, когда мы обращаемся к Нему и ближним с любовью. Не будет благословения от этой воды на том доме, где царит раздор и ненависть друг к другу, не будет благословения и исцеления того человека, который сам противится Богу.
Вода, освящаемая на Богоявление, – великая святыня. В богослужебных книгах она называется «великая агиасма» (от греч. – «святыня»). Чтобы быть сопричастными великой святыне, надо самим к этому тянуться, не только своим желанием, но хотя бы минимальными действиями. Мы несовершенны, мы не являемся святыми сами по себе, хотя кто-то из нас, может быть, и является, но мы об этом не знаем. Большинство же из нас, скорее всего, не являются святыми, но мы должны к этому стремиться. Именно в ответ на наше устремление Господь нам подает благодать и дарует те свойства воде, которые я упомянул. Если же мы будем отказываться от Бога и не будем к Нему стремиться, то и Он не сможет войти в нашу жизнь. Он не входит в нашу жизнь магически, насильно, но лишь когда мы открываем Ему дверь нашей души, нашего сердца и нашего ума.
Да, это не всегда просто в нашем мятущемся мире, где много соблазнов. Нам приходится в том числе менять какие-то свои привычки, не говоря уже о грехах и страстях, которые нам нужно исправлять. Нам нужно чаще ходить в храм, чаще обращаться к Богу с молитвой, иногда немножко поститься, порой оказывать милосердие ближнему. Милосердие – это не просто бросить нищему на улице пару купюр, а когда нужно отдать немножко себя. Милосердие – это когда мы терпим человека, которого нам трудно терпеть. Иногда это бывают родители или дети, когда нам что-то в них не нравится, а мы их терпим, хотя нам трудно. Милосердие – это когда мы отдаем свое время другому человеку, а время, как я часто говорю, – наверное, самое дорогое, что есть сейчас в нашей жизни. Милосердие – это отдать что-то от себя, что нам самим очень нужно, как те две лепты вдовицы, о которых мы знаем из Евангелия. Да поможет нам Господь устремляться к этому, чтоб Он в ответ мог войти в нашу жизнь и преподать нам Свое благословение».