Проповедь в Неделю о расслабленном
15 мая 2022 года, в четвертую Неделю по Пасхе, епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. В этот день Святая Церковь чтит память святой праведной Тавифы (I век), святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373), а также вспоминает перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида.
«Христос воскресе!
Сегодня мы слышали Евангелие о расслабленном, о человеке, который долгие годы находился рядом с купелью, куда периодически сходил ангел. И первый, кто входил в эти воды после схождения ангела, исцелялся. Расслабленный сам не мог быстро дойти до купели, и не было никого, кто бы ему помог. Он находился там в надежде, что кто-то ему поможет, но пока не мог исцелиться. Спаситель увидел его и, расспросив, исцелил, сказав при этом: «Возьми твой одр и иди». Это было в день субботний. Люди стали его спрашивать, почему он носит свой одр в субботу, день покоя. Он отвечал, что ему так велел сделать Тот, Кто его исцелил.
На что же обращают внимание люди, окружающие исцеленного, и, вероятно, видевшие его многократно больным и расслабленным, ведь он находился там многие годы? Видимо, никто из них ему не помог за все эти годы быстро добраться до купели. Но они сразу же обращают внимание на нарушение им того, что им кажется основой закона.
Память о дне субботнем, безусловно, является одной из Десяти заповедей, данных Самими Богом Моисею, всему избранному народу и, в итоге, всем нам. Это одна из заповедей, данных непосредственно Богом. Но вопрос в том, как ее применять. Если ее применять сразу, посвящать некий день Господу, отдавать себя Ему в этот день так, как Он нам заповедал, – это одно. Но современники Спасителя довели эту заповедь до абсурда. В случае с расслабленным они обращали внимание не на то, что важно: человек после многих лет болезни исцелился, – а на то, что он нарушил не самую важную сторону заповеди. Ведь речь не шла о том, чтоб совсем ничего не делать. Как отметил Сам Спаситель, и в субботний день люди отвязывают своих животных, чтобы отвести их на водопой, и это не являлось нарушением заповеди о дне покоя, так как животное не может даже один день обойтись без воды.
В данном случае так же: исполнение заповеди Исцелившего, Который, очевидно, действовал от Бога, даже если на тот момент люди не понимали, что речь идет о Сыне Божием, о Богочеловеке, было более важным, чем их трактовка заповеди о посвящении субботнего дня Богу.
В нашей жизни тоже так бывает, когда мы обращаем внимание на что-то второстепенное. Возьмем, к примеру, пост, который является важным установлением Церкви. Спаситель говорил, что род бесовский изгоняется только молитвою и постом. Таким образом, пост – это евангельское установление. Церковь же разъяснила, когда и как полезно попоститься, перед какими праздниками и в какой форме. Но мы знаем, что иногда даже форма почтения доводится до абсурда, когда мы пытаемся разобрать, что написано на каждой пачке продуктов в магазине. Это хрестоматийный пример, но тем не менее встречающийся нередко. Важно соблюдать пост, но при этом важно задуматься, что я делаю для ближнего? Во всех святоотеческих писаниях, у святителя Иоанна Златоуста и даже более древних памятниках христианской письменности, говорится о том, что пост нужен также для того, чтобы наши излишки отдать ближним, чтобы позаботиться о них.
Бывает и так, что мы по физиологическим причинам начинаем больше раздражаться на людей. Таким образом, мы, гневаясь, сами превращаем пост из доброго дела в дело недоброе. Перед началом Великого поста мы просим друг у друга прощения. Как часто бывает, что во время поста мы это примирение нарушаем. Те, кто когда-либо постился весь Великий пост, знают, что именно в этот период бесы еще больше нападают, чтобы искусить нас гневом.
Надо соблюдать пост, ибо он является евангельским установлением. Но, соблюдая одно, нельзя оставлять и другое: милость, милосердие, любовь и мир со своими ближними. Да поможет нам Господь трудиться так, чтобы соблюдать все Его заповеди!
Воистину воскресе!»