«Идола можно сделать из многого»: настоятель о современных формах идолослужения
4 февраля 2024 года архиепископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. Сегодня Святая Церковь вспоминает перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107), а также почитает Собор святых Коми, Екатеринбургских святых и святых Пермской митрополии.
«Всех вас поздравляю с воскресным днем! Сегодня в апостольском чтении мы слышали следующие слова: «Вы – храм Бога Живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».
Эти слова о том, что нужно отделиться, отвергнуть от себя всякую скверну. Перед этим в той же главе Послания к Коринфянам апостол Павел приводит контрпример, пример от обратного: «Что общего между Христом и Велиаром (то есть сатаной)? Что общего у храма Божия с идолами?»
Обратите внимание на этот очень важный момент. В то время эта фраза была для кого-то достаточно очевидной, служила скорее отправной точкой, примером, чтобы размышлять об остальном. Для этих христиан было уже совершенно очевидно, что идолы не могут быть в храме Бога Живого. А тот, кто только приходил в христианство, мог еще подумать, что можно и туда ходить, и сюда, – у них еще был синкретический подход к вере. Апостол Павел укрепляет тех, кто были уже убеждены в истинной вере. Но несколькими примерами отводит новопросвещенных христиан от прежнего образа жизни.
Действительно, тогда пропасть между идолослужением и христианством была вполне очевидна. Было понятно, что такое идолы и Кто такой Христос. Примеры апостола Павла очерчивали четкую границу между тем и другим. Эта граница легко осознавалась теми, к кому он обращался.
Сегодня ситуация другая. Мы живем в цивилизации, которая во многом является до сих пор христианской, несмотря на все усилия тех, кто стремится увести ее от христианских основ. Мы живем в мире, который говорит о некоторых христианских идеалах и ценностях. Мы это, по милости Божией, слышим в том числе и от государственных лиц. Но многое в нашем мире и обществе могло бы восприниматься апостолом Павлом как идолослужение. И речь идет не только о поклонении своим прихотям и обществе потребления, а о таких вещах и делах, которые уводят нас от Господа, о том, что нам кажется более важным.
Самая простая форма идолослужения – это суеверие. У кого-то это поклонение карьере, в ущерб стремлению к Богу. У каждого из нас можно найти что-то, что нас рассредотачивает. Нынешнее общество настраивает нас на то, что карьера – это самое главное, и ради нее нужно делать все. И такое поклонение карьере тоже становится формой идолослужения, которой не место в жизни христианина. Нам всегда нужно помнить о главном в нашей жизни – и это Христос. Все остальное может иметь место, но не занимать место Бога в наших сердцах.
Идолы не могли быть в жизни христианина, потому что религия идолопоклонничества отводила им то место, которое должен занимать Христос. Идола можно сделать из многого, посвящая этому наши сердца более, чем главному на потребу. Да поможет нам Господь отличать одно от другого, понимать, когда мы поступаем правильно, совершая мирские дела, служение, работу, посвящаем время семье, но так, чтобы Христос оставался во главе нашей жизни. Не только умозрительно, не только в мыслях «я христианин, поэтому главный в моей жизни Христос», но переживать это каждый день нашей жизни».