Епископ Савва: «Время Великого поста – это возможность немножечко, на какую-то толику отрешиться от приземленности»

12 марта 2022 года епископ Зеленоградский Савва совершил всенощное бдение в храме пророка Илии в Черкизове. В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество православия.

«Всех вас поздравляю с первым воскресным днем Великого поста, именуемым Торжеством православия! Такое именование идет с тех самых пор, когда после длительного периода ереси восторжествовала истинная вера, включающая в себя иконопочитание, которое на протяжении многих лет хотели упразднить еретики, борясь с почитанием икон, уничтожая и истребляя их. Так исторически сложилось, что именно в первый воскресный день Великого поста было объявлено о победе над этой ересью, и с тех пор пошло почитание этого дня как Торжества православия.

Почему так важно для нас почитание святых икон? Дело в том, что глядя на иконы, соприкасаясь с ними, целуя их и молясь перед ними, мы ощущаем, с одной стороны, сопричастность вечному Царству, глядя на Спасителя, пришедшего во плоти; на Божию Матерь – такого же человека, как мы, но не согрешившего личным грехом; на святых, ведь некоторые из них совсем недавно жили и были среди нас, порой настолько близко к нам по времени, что еще живы те, кто их знали, хотя есть и более древние святые, – глядя на них, мы понимаем, что можем быть сопричастны вечному Царству, как и святые, можем войти в него, подражать Спасителю, пришедшему по плоти.

С другой стороны, глядя на них, мы понимаем наше несовершенство. Не потому что мы плохие люди или ведем себя не так, но именно перед величием вечного Царства Божия. Помните, как некоторые святые, умирая и будучи почитаемы многими своими близкими и окружающими сподвижниками, говорили, что только на одре смертном видели всю глубину своего греха. И они не притворялись, это не было ложным смирением. Они действительно ощущали свою малость перед величием вечного Царства Божия. Все это мы можем увидеть, если будем вдумываться и вглядываться в иконы. Ведь если нет икон, мы остаемся только приземленными, нет ничего соприкасающего нас с вечным Царством. Оно находится где-то далеко, за пределами человеческого бытия. Иконы нам напоминают о том, что мы, люди, творение Божие, находящиеся во плоти, сотворенные из духа, души и тела, можем войти в вечное Царство, именно такими, какими мы сотворены.

Если нет икон, то вечное Царство находится где-то в непонятном месте, оно непонятно для нас, неблизко нам. Мы не можем перед ним трепетать, потому что оно настолько превосходит наше понимание, что мы объять его своим умом не можем, но глядя на иконы, на нимбы, которые осиявяют главы святых, как сияние вечного Царства в ознаменование того, что святые в нем пребывают, мы хоть как-то можем с ним соприкоснуться.

Христианство – это не просто учение о том, каким хорошим нужно быть. Был один на самом деле великий писатель, который вдруг решил оставить от Евангелия, как сейчас сказали бы, только этическое, нравственное учение, – Лев Толстой. Он отбросил все, что ему казалось слишком чудесным, нечеловеческим, Божественным, и оставил только фактически нравственное учение. Конечно, важно хранить то нравственное учение, которое нам преподал Спаситель, но важно при этом устремляться всем своим сердцем, желанием, волей, усилием именно к Богу в вечное Царство, не оставаться приземленными.

Время Великого поста – это возможность немножечко, на какую-то толику отрешиться от приземленности, от пищи, которая нас приземляет, от забот в меньшей степени, но от развлечений, которые нас приземляют, и чуть-чуть вознестись над тем уровнем, который нам привычен. Да помогут нам в этом все святые, уже прославленные, предстоящие в вечном Царстве Божием за нас и да ниспослет нам Господь сил, чтобы в это поприще Великого поста чуть больше приблизиться к нему на нашем жизненном пути».

Владыка напомнил об особых богослужениях Великого поста:

«Великим постом службы носят необычный характер. В будние дни Великого поста совершаются особые богослужения с особым строем и даже особой музыкальной тональностью, особыми текстами. В частности, Великим постом совершается Литургия Преждеосвященных Даров – совершенно особая служба, которая никогда больше в другие дни года не совершается. В нашем храме, как и во многих храмах Москвы, по средам Великого поста мы совершаем это богослужение вечером, с вечерним причащением. Всем, кто хотят причаститься в этот день, желательно поститься весь день, то есть не вкушать пищу прямо с утра, а для тех, кто немощны, Священный Синод еще несколько десятилетий тому назад благословил хотя бы не вкушать пищу с полудня. Также мы совершаем Литургию Преждеосвященных Даров в утреннее время по пятницам. На пятой Седмице Великого поста, поскольку будет Благовещение, расписание изменится. По великопостным субботам мы особым образом поминаем усопших, совершаются панихиды, парастас, мы называем их «малые родительские субботы». И, наконец, еще одна традиция великопостная – по обычаю каждую субботу будем совершать Таинство Соборования в час дня».