Епископ Савва о попытке увильнуть от исполнения заповедей

26 ноября 2023 года епископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. В этот воскресный день Святая Церковь чтит память святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (407 г.).

«Всех вас поздравляю с воскресным днем, с памятью святителя Иоанна Златоустого, написавшего ту замечательную Литургию, которую мы служим каждый день, и только сейчас, вновь благодаря Бога, ее отслужили.

 В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали известную притчу о самарянине. Я хотел бы обратить ваше внимание на подводку к этой притче. Почему  Спаситель ее сказал? Перед тем, как Спаситель рассказал эту притчу, к нему подошел некий законник, хорошо и глубоко знавший Священное Писание, и спросил Господа, причем, как подчеркивает евангелист, искушая Его, то есть лукаво пытаясь Его уловить: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Спаситель же ему говорит: «Что написано в законе? Как читаешь?» Законник отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближнего твоего, как самого себя».

Иисус говорит ему: «Так и поступай, и будешь жить». Но он, опять лукавя и желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В ответ Спаситель говорит притчу о самарянине.

На самом деле, если вслушаться в закон Господень, который является действенным для нас до сего дня и повторен Господом Иисусом Христос для нас всех, мы увидим, что он весьма прост: возлюби Господа всем сердцем твоим и возлюби ближнего, как самого себя. В этих двух заповедях, как говорит Спаситель, весь закон и все пророки.

Именно эти две заповеди объемлют собой все то, что Господь нам хотел сказать. Заповеди эти довольно просты. Когда законник пытается лукаво подловить своего собеседника – Господа нашего, он лукавит перед своей совестью, пытается найти такой выход из положения, чтобы не совсем исполнять заповеди, которые ясно и четко изложены. Законник пытается уклониться от исполнения заповедей, спрашивая: «Кто же все-таки ближний мой?»

В притче о самарянине мы видим, что мимо подвергшегося нападению разбойников проходят один, потом второй – и оба под благими предлогами. Священник спешил на службу, левит спешил по важным, может быть, как ему казалось, Божиим делам. А самарянин позаботился о пострадавшем.

Как известно, иудеи с самарянами не общались, о чем сказано и в Евангелии, потому что они враждовали друг с другом. Самарянин не думал: «А ближний ли мне этот человек? Мы ведь верим по-разному. Они еще и враждуют с нами. Мы же друг с другом не общаемся». Такие слова в общем-то были бы справедливы и верны. Но самарянин не обращает на это внимания и оказывает милосердие ближнему. Ему совесть сказала, что нужно оказать эту помощь. Он взял и оказал ее.

В разных ситуациях, которые с нами случаются в жизни, не только общения с ближними, когда приходят мысли о том, нельзя ли все-таки уйти от исполнения заповеди, нельзя ли обмануть свою совесть и, в конечном счете, Бога, нам нужно очень ясно и четко слышать голос совести и не пытаться увильнуть, а делать так, как сказал нам Господь! Да поможет Он нам в этом!»