Епископ Савва: «Догмат о Святой Троице есть плод высшего разума»

3 июня 2023 года, накануне праздника Пятидесятницы, епископ Зеленоградский Савва совершил всенощное бдение в храме пророка Илии в Черкизове. В этот субботний день Святая Церковь чтит память равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены, благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев, а также почитает образ Владимирской иконы Божией Матери.

«Всех вас поздравляю с днем Святой Пятидесятницы, днем, когда Дух Святой, посланный от Отца, по ходатайству Сына сошел на Церковь и до сего дня пребывает в ней.

Сейчас я хотел бы прочитать перевод слов, читаемых священником на Литургии святителя Василия Великого, которую мы служим в основном Великим постом. Обращаясь к Богу Отцу, священник за всех нас читает: «Владыко Господи Боже Отче Вседержителю… Владыко всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа…»

Здесь священник переходит к описанию свойств Спасителя, второй Ипостаси Святой Троицы: «…Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показявающая Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился…»

Далее переходим к Духу Святому: «Дух истины, дарующий усыновление Тебе, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник нашего освящения, Которым укрепляясь, всё творение духовное и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие, ибо Тебе всё подчинено».

Сегодня тот день, когда в высшей степени проповеди могут быть посвящены не нравственному учению Евангелия, а созерцанию великого Бога таким, какой Он есть. Догмат о Святой Троице непостижим уму, мы не можем его понять и познать. Мы можем в него верить и его созерцать. Это не значит, что мы неразумны или что христианство – религия неразумных, хотя апостол говорит о безумстве для внешних проповеди Христа распятого. Точно так же для многих внешних догмат о Святой Троице представляется неразумным, но он есть плод высшего разума. Мы можем если не понять его, то созерцать.

Можно привести аналогию. Например, мы не можем понять любовь, но мы можем любить, мы можем созерцать любовь. Иногда на первых порах влюбленные спрашивают друг друга «За что ты меня любишь?» или «Почему ты меня любишь?» Когда человек отвечает, он, конечно, может упомянуть какие-то черты характера, но не они являются главной причиной любви. Причина любви – это человек, который перед тобой. Сама любовь является неизъяснимой, она не может быть перопределена. Невозможно выстроить формулу любви, можно только любить или быть любимым. А Бог есть в высшей степени любовь.

Мы можем созерцать Господа, хотя, конечно, мы знаем из Евангелия, из слов Спасителя, что только чистые сердцем Бога узрят. Но мы можем созерцать Господа хотя бы даже через недостаточную чистоту сердец наших, благодаря тем словам из Священного Писания, словам богослужения, которые нам оставили те, кто имели в достаточной мере ту чистоту, при которой Господь им открывал Себя. Для этого нам нужно читать о Боге, молиться Богу, вникать в слова молитвы Господу, хотя бы той, которую я вам сейчас прочитал и которая читается на каждой Божественной литургии святителя Василия Великого. Или еще входная стихира на Господи воззвах, которую мы сегодня пели, также в высшей степени являет собой богословствование, слово о Боге.

Нам важно устремляться к Богу не только в исправлении жизни нашей, но и в познании о Нем, чтобы действительно знать истинного Бога, а Он знал нас. Да поможет Он нам в этом!»