Архиепископ Зеленоградский Савва: «Главным деянием отцов I Вселенского собора было утверждение единосущия Святой Троицы».

16 июня 2024 года, в день седьмой Недели по Пасхе, когда Церковь празднует святых отцев I Вселенского Собора, архиепископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове.

«С воскресным днем! Сегодня, в воскресенье между Вознесением и Пятидесятницей, Церковь вспоминает святых отцов I Вселенского собора, тех отцов, которые сочинили и утвердили первую часть нашего Символа веры. Потом он был дополнен на II Вселенском соборе и приобрел тот вид, который мы хорошо знаем. Главным деянием отцов I Вселенского собора было утверждение единосущия Святой Троицы. Мы знаем один из главных догматов Святой Церкви, который заключается в том, что Бог троичен в Ипостасях, но един в усии (греч. ousia), что значит троичен в Лицах, но един в сущности, то есть единосущен. Эти два слова «испостась» и «ousia» близки друг другу. Фактически, значение и того и другого относится к бытию. Святые отцы выбрали эти близкие слова неслучайно, потому что, на самом деле, эта тайна непостижима. Мы можем ее только исповедовать, что Бог един в сущности, и троичен в Лицах.

Слова «ипостась» и «лица» не совпадают с понятием «индивидуальность». Мы никогда не скажем про Лица Святой Троицы, что они индивидуальны. Индивидуальность влечет за собой разделение, а личность подчеркивает нашу особенность, несводимость к сущности, но и наше единство с другими личностями. С одной стороны, мы видим, что все свойства одного человека присутствуют и в другом человеке, как свойства характера, так и внешние, но тем не менее мы в каждом человеке видим совершенно уникальную личность. Если же мы захотим сформулировать, в чем суть и особенность отдельной личности, то едва ли сможем это сделать.  Личность на то и личность, что она несводима к сущности.

Возвращаясь к догмату о Святой Троице, мы знаем, что утверждали отцы I Вселенского собора – Бог Сын, Христос единосущен Богу по Божеству. Мы также знаем из учения Церкви, которое утвердили отцы последующих Вселенских соборов, что Бог Сын единосущен нам по человечеству. В Своей Личности, в Своей Ипостаси Он объединил человеческое и Божественное естество. Именно поэтому мы можем спастись. Теперь мы единосущны Богу Сыну по Его обоженному человечеству, тому человечеству, которое мы недавно видели возносимым на небо и сидящим одесную Бога Отца. Именно благодаря этому мы тоже можем получить обожение, если будем следовать образу, который нам преподал Христос.

Нам нужно помнить, что мы не индивидуальности, но личности, – если вернуться к терминам, о которых я говорил ранее. Мы не разделены друг с другом, ибо мы вместе. Каждый из нас личность, но обладает той же сущностью, той же усией, что и любой другой человек, и в том числе Сам Христос. Именно осознавая это наше единство, соединение каждой уникальной личности в единство со всеми людьми, мы сможем устремляться к Богу, по единосущию Бога Сына и Христа с нами, устремляться к Нему, будучи все вместе единосущны друг другу как люди и личности, вместе стремящиеся ко спасению. Да поможет нам в этом Господь!»