Архиепископ Савва о молитве за ближних
31 марта 2024 года, в Неделю второй седмицы Великого поста, архиепископ Зеленоградский Савва совершил Божественную литургию в храме пророка Илии в Черкизове. В этот день Святая Церковь чтит память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, и святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского.
«Всех вас поздравляю со вторым воскресеньем Великого поста, посвященным святителю Григорию Паламе! О нем мы говорили вчера, а сегодня мы поразмышляем о евангельском отрывке этого дня. В нем повествуется о том, как Спаситель находился в некоем доме, и в это время к Нему пришли четыре человека, которые несли расслабленного. Поскольку они не имели возможности приблизиться к Нему из-за многолюдства, то раскрыли кровлю дома, где находился Спаситель. Через отверстие в крыше они спустили постель, на которой лежал расслабленный. Далее Евангелие говорит, что Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Далее есть и другие важные слова, но мы порассуждаем именно об этих евангельских словах: «…видя веру их, сказал расслабленному: “Чадо, прощаются тебе грехи твои”».
Грехи этому расслабленному были прощены не по его вере, как во многих других случаях исцеления Спасителем больных, где Господь говорил: «По вере твоей прощаются тебе грехи», а по вере тех, кто принес расслабленного. Этот отрывок Священного Писания является одним из оснований, по которым мы молимся за наших ближних.
С действием, совершаемым по вере другого человека или людей, мы встречаемся на крестинах, когда по вере родителей и крестных мы крестим младенца. Но еще чаще с действием Божиим, совершаемым по вере третьего человека, а не по вере самого человека, на которого обращено благодеяние, мы встречаемся, когда молимся за ближнего. Когда мы молимся за нашего усопшего ближнего, то понимаем, что он уже не может за себя ходатайствовать. Мы ходатайствуем за него. И мы знаем, ведь святые отцы Церкви об этом свидетельствуют, что это ходатайство не напрасно. Об этом достаточно подробно говорит святитель Иоанн Златоуст, как и святитель Кирилл Иерусалимский. Многие святые отцы пишут, что наша молитва об усопшем, какими бы ни были его грехи на земле, если она горяча и с любовью обращена к Богу, не напрасна. Она облегчает участь усопшего. Как сегодня в Евангелии мы слышали, что вера друзей этого расслабленного облегчила его участь.
В отношении усопших до нашей собственной смерти мы не узнаем, каков был результат нашей молитвы. Мы не всегда знаем, каков результат нашей молитвы о здравии ближних наших. Бывает, что, когда мы молимся о каких-то конкретных вещах для наших ближних, они не происходят. Порой нам кажется, что наша молитва напрасна. Но это не так. Если мы действительно с верой молимся ко Господу и с горячей любовью к нашему ближнему, то Бог нас услышит и что-то сделает для нашего ближнего, о котором мы молимся. Но это не значит, что действие Божие будет принято самими нашим ближним. У него остается свобода воли. Как бы не была горяча наша молитва, наша вера и любовь к ближнему, они не могут преодолеть собственную волю человека. Но Господь может устроить, чтобы, по крайней мере, хоть что-то было нашим ближним услышано. Тем паче наша горячая молитва с благоговением и верой, что Господь нас услышит, полезна для наших усопших.
Мы знаем, что нужно носить тяготы друг друга. Об этом говорил Спаситель. В сегодняшнем евангельском чтении мы видим в буквальном смысле, как четыре человека несли тяжелые носилки с расслабленным, разбирали крышу ради него. Эти друзья понесли тяготы, явили веру и любовь к своему ближнему, и были услышаны. Взирая на пример друзей евангельского расслабленного, будем молиться за ближних наших: о здравии, о спасении, об освобождении от тех или иных обстояний тех, о ком мы хотим помолиться из живущих сейчас на земле, и тем паче об упокоении усопших, чтобы и мы, когда предстанем в будущем веке, имели молитвенников за нас, которые смогут облегчить нашу участь».