Архиепископ Савва о путях, ведущих в вечную жизнь

9 марта 2024 года, накануне Недели о Страшном суде, архиепископ Зеленоградский Савва совершил всенощное бдение в храме пророка Илии в Черкизове. В этот субботний день Святая Церковь чтит память святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского (806).  

«Всех вас поздравляю с наступающим воскресным днем! В это предпоследнее воскресенье перед Великим постом Церковь обращается к нам с евангельским чтением о Страшном суде, где мы слышим, как Спаситель говорит своим ученикам, как будет происходить последний суд. В целом, Церковь в сегодняшних стихирах и песнопениях преподает нам учение о Страшном суде.

Сегодня, в начале всенощного бдения, сначала мы пели воскресные стихиры «На Господи воззвах…», а потом этого дня. И первая из стихир дня звучала так: «Когда Ты захочешь прийти, чтобы сотворить суд праведный, Судия праведнейший…» Дальше излагается, что произойдет.

Задумаемся о том, как именуется суд Божий – не суд справедливый, не суд милостивый, а суд праведный. Бог же именуется Судией праведнейшим. Это не значит, что Бог не будет милосердным или справедливым. Это значит, что мы встанем перед лицом праведности Божией. Чем мы сможем ответить? Что мы сможем предложить на этом суде? Как мы можем предстать перед судом праведности Божией? Понятно, что наша жизнь никогда не будет сопоставима с этой праведностью. Но тем не менее Господь открывает нам некие пути, чтобы перед лицом праведности Божией мы услышали желанный для нас ответ: «Приидите ко Мне, благословенные от Господа!»

Эти пути будут звучать в том числе завтра в евангельском чтении. Среди них путь милосердия. Мы знаем изречение: «Суд без милости не оказавшему милости». Завтра мы услышим евангельский отрывок, повествующий о том, как те, кто не сотворили дела милосердия в своей жизни, услышат неблагоприятный ответ. Мы знаем эти дела милосердия – это помощь голодающему, жаждущему, малоимущему, посещение тех, кто в больнице или в тюрьме. Многое из этого мы можем совершать. Правда, у нас не всегда есть такая возможность, учитывая нашу занятость в этой жизни. Но какие-то дела милосердия хотя бы иногда нам важно творить. Не только положить деньги в кружку, но и сотворить милость своим усердием. Есть дела милосердия, которые мы можем творить всегда, например, дело терпения ближнего. Когда ближний жаждет общения, мы можем подать ему милосердие этого общения. Родителям, близким, родственникам, с которыми иногда, может быть, тяжело общаться, но так мы совершаем дела милосердия в виде общения.

Важно выстраивать свою жизнь так, чтобы вести себя смиренно. Слова Священного Писания гласят, что «со строптивым развратишься». Если мы всю жизнь будем строптивыми и сделаем это качество частью своего характера, то окружающие люди будут получать от нас немилосердие. Мы и их будем вовлекать в эту строптивость. Вы, наверное, хорошо знаете по себе ситуации, о которых люди порой говорят на исповеди: «На работе осуждают ближних, говорят нехорошие вещи, а я вовлекаюсь в эти разговоры и тоже начинаю в них участвовать». Соответственно, если мы также себя ведем, то мы оказываем немилосердие к людям, а если мы ограничиваем себя в таком поведении, то это дело милосердия, – мы помогаем ближним не впадать в такие дела.

Мы милосердны, когда собираем в себе дух мирный. Мы знаем слова преподобного Серафима о том, что вокруг стяжавших мирный дух спасутся многие. Если мы будем иметь мирный дух, вокруг нас люди будут устремляться ко спасению. Это тоже будет милосердием к ним.

Через добрые дела мы не только себя изменяем, уподобляясь, насколько можем, Спасителю. Но изменяя себя к лучшему, мы помогаем спасаться и другим. Мы об этом хорошо знаем из житий святых, которые жили так, что вокруг них многие спасались. Спасает нас только Господь, но жизнь святых помогала спасаться и окружавшим их людям.

Творя добрые дела, дела милосердия мы сможем хоть как-то сопоставиться с праведностью Божией. А что до того, в чем мы не сможем сопоставиться, то мы слышали сегодня в песнопении «Покаяния двери отверзи ми двери», что именно наше покаяние дает возможность Господу проявить Свою любовь к нам и прощение. Именно покаяние, зов из глубины души, как у Давида, который, согрешив, покаялся, помогает нам преодолеть то, где мы были неправедны. Тогда наша неправедность, которую мы стираем покаянием, не будет принята во внимание, когда мы предстанем перед лицом праведного суда Божия. Да поможет нам Господь предстать пред Ним, хотя бы немного приблизившись к праведности!»