Архиепископ Савва: «Наша молитва – один из внешних признаков нашего единения»
23 марта 2024 года, в субботу первой седмицы Великого поста, архиепископ Зеленоградский Савва совершил всенощное бдение в храме пророка Илии в Черкизове. В этот день Святая Церковь чтит память великомученика Феодора Тирона (306), а также 40 Севастийских мучеников (320).
«Дорогие братья и сестры! После вчерашнего террористического акта мы все испытываем смятение и боль за тех, кто ушел, и за тех, кто пострадал. Боль о том, что этот акт войны произошел в нашем первопрестольном граде. А ведь завтра, в первое воскресенье Великого поста, мы совершаем Торжество Православия. Можно задаться вопросом, как же мы будем торжествовать в этой ситуации, когда мы испытываем такую боль и смятение после произошедшего теракта? Для этого задумаемся, что такое церковное торжество.
Обычно для нас праздник – это некое увеселение, отличающееся от обыденной жизни. Но в церковных книгах не совсем так. В Типиконе, в богослужебном Уставе нашей Церкви, праздником именуется день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи – день сугубо скорбный, когда мы особо усиленно постимся. Богослужебные тексты этого дня исполнены покаяния. Тем не менее, в богослужебных книгах этот день именуется праздником.
Церковный праздник – это то, что соприкасает нас с Промыслом Божиим о нас. Это не обязательно увеселение, которое бывает на Рождество и на Пасху. Конечно, на земле этой мы привыкли, что праздник – это веселье. Но в церковной жизни это не всегда совпадает.
Что же такое Торжество Православия? Почему мы торжествуем? Ведь Церковь торжествовала Православие во всех обстоятельствах истории, и в самые тяжелые годы гонений, когда расстреливали и заключали в темницы архиереев, священников, диаконов, монашествующих, мирян. Тогда что же это за праздник?
Торжество Православия – это торжество веры нашей в то, что Бог един, что Бог есть Троица – Отец и Сын и Святой Дух. Веры в то, что Бог Своим произволением, Своим Промыслом сотворил нас, что увидев наш грех и наше падение, Бог стал Человеком, а потом принял смерть за нас и совоскресил нас с Собою, возвел нас на Небо и даровал нам вечную жизнь. Именно это торжество, особенно в дни скорби, и есть то, что позволяет нам пережить эту скорбь, что делает ее временной, а наше торжество вечным.
Завтра, собравшись в храме, будем торжествовать дар Божий нам «туне», как сказано в Священном Писании, то есть просто потому, что Бог нас любит и оказал нам эту любовь. Торжествуя это наше исповедование, будем преодолевать нашу скорбь в стоянии в вере, в стоянии в церкви и в единстве с Церковью, в исполнении нашей веры каждый день жизни нашей. И конечно, мы будем молиться, как молились и сегодня утром, и сегодня после службы будем молиться о тех, кто принял вчера смерть, о тех, кто находится сейчас в больницах и нуждается в лечении. Будем молиться крепко.
Почему наша молитва сильна? Потому что мы веруем в Господа, в то, что Господь может дать ушедшим жизнь вечную, а болеющим – исцеление. Наша молитва – один из внешних признаков нашего единения, нашей веры и единства во Христе. Да сохранит Он всех нас!»
Настоятель также напомнил, что после всенощной по сложившейся многомесячной традиции будет совершена панихида о воинах, за веру и Отечество жизнь свою положивших, и о мирных людях, во дни брани усопших. «Мы присовокупим молитву о тех, кто приняли смерть вчера. По окончании панихиды совершим молебен ко Пресвятой Богородице с молитвой о Святой Руси и, конечно, присовокупим молитвенное прошение о тех, кто сейчас находится на излечении. Кто может, оставайтесь», – пригласил владыка.
