Архиепископ Савва: «Бог Сын и Бог Слово возносит наше человеческое естество, которое теперь навеки пребывает одесную Бога Отца»

12 июня 2024 года, накануне праздника Вознесения Господня, архиепископ Зеленоградский Савва совершил всенощное бдение в храме пророка Илии в Черкизове. Вознесение – один из двенадцати главных праздников Православной Церкви, празднуемых в течение церковного года. Совершается на сороковой день после Пасхи.

«Всех вас поздравляю с великим праздником Вознесения Господня! В этот день мы совершаем удивительнейшее событие – мы созерцаем, как Господь и Бог наш, Который всегда пребывал на Престоле Небесном рядом с Богом и Отцом, даже когда Он был среди нас на земле, возносится вместе с нашим человеческим естеством. Именно в этом великое празднество и великое удивление, потому что Бог Сын и Бог Слово возносит наше человеческое естество, которое теперь навеки пребывает одесную Бога Отца.

Созерцая это удивительно событие, мы понимаем наше предназначение. Когда мы думаем о вечном Царстве и рае, надо понимать, что это не просто место, где нам будет хорошо, или, как иногда карикатурно изображают, где будут ходить ангелочки с арфами и петь песни. Конечно, нет. Пребывание в раю – это пребывание рядом с Богом, рядом с Престолом Святой Троицы. Именно в этом заключается наше предназначение.

Вознесение как движение Господа вверх, может быть, не было необходимо, ведь Он мог просто перенестись в Своем человеческом Теле к Престолу Божию, но этим Он нам показал путь возвышения. Неслучайно в человеческом организме наиболее благородные части, которые нам помогают познавать Бога и устремляться к Нему, – ум и сердце, находятся в верхней части тела. А ниже менее благородные, но оттого не становящиеся презренными. По учению апостола Павла мы знаем, что организм человека един. Апостол берет его в качестве примера для описания богочеловеческого организма Святой Церкви, говоря о том, что нет ни единого презренного члена в нашем теле. Тем не менее, наш ум, разум, сердце находятся в верхней части, показывая, таким образом, что мы должны устремлять их вверх, ставить их выше остального, познавая Господа, рассуждая о Нем, насколько мы на это способны, молясь Господу нашим разумом, устремляя наше сердце к Нему, чтобы стремиться к пребыванию перед Престолом Божиим, куда нам навеки теперь открыт путь. Этот путь не был дан Адаму. Естественное бытие Адама было ниже того, которое теперь возможно для нас. Соединив Свое естество с нашим естеством в Своем Лице и вознеся его, Господь открыл нам самое превысшее, что может быть.

Будем же молить Господа с благодарностью о Его великих и удивительных благодеяниях о нас, которых никто не мог даже вообразить. Поэтому и говорит апостол, что наша проповедь есть «для иудеев соблазн, для эллинов – безумие», потому что мы восходим к тому Богу, Которого эллины и иудеи считали трансцендентным, если использовать термин из философии, то есть, к Которому невозможно было приблизиться, а у нас есть возможность к Нему приблизиться, если мы будем  следовать тому пути, который нам предначертал Господь!»